Вологодское региональное отделение
Общероссийской общественной организации
«Ассоциация юристов России»

Кто был первой женщиной-адвокатом в России?

25 Мая 2022
Кто был первой женщиной-адвокатом в России?

В статье «Кто был первой женщиной-адвокатом в России?» Александр Верещагин описывает отличия терминов «присяжный поверенный», «частный поверенный», «помощник присяжного поверенного», в целом охватываемых с определённой степенью условности уже используемым в те времена в обыденной речи словом «адвокат» в его широком смысле.

Автор отмечает, что в Российской империи всякий мог по доверенности представлять в суде истцов, ответчиков или подсудимых с той лишь разницей, что по гражданским спорам присяжные поверенные могли выступать в любых судах, частные поверенные — в тех судах, от которых получили свидетельство, а остальные граждане — в мировых судах, но не более трёх раз в течение года.
По уголовным делам ограничений не было: согласно ст. 565 Устава уголовного судопроизводства подсудимые имели право избирать защитников как из присяжных и частных поверенных, так и из других лиц, коим закон не воспрещает ходатайства по чужим делам, однако некоторые категории лиц всё же не имели права представлять других граждан в суде (например, монашествующие, неграмотные, опороченные по суду и другие).

Главный вопрос, который требовалось разрешить в ситуации с Флейшиц, в 1909 году ставшей не частным и не присяжным поверенным, а помощником присяжного поверенного Эммануила Дубосарского, — распространяется ли запрет на женщин, не являющихся частными или присяжными поверенными (и лишённых такого права по закону), но желающих быть защитниками ad hoc (лат. — «по особому случаю») на основании доверенности? Как верно замечает Александр Верещагин, этот вопрос возникал задолго до 1909 года и не имел однозначного разрешения.

В 1893 году мещанка Шейн была допущена Ковенским съездом мировых судей (апелляционной инстанцией) к защите обвиняемого Шахновского в качестве его поверенного. Съезд пришёл к выводу, что закон, безусловно, запрещает женщинам быть частными и присяжными поверенными, но не защитниками по доверенности от подсудимого («адвокатами ad hoc»).

В том же году дворянка Олимпия Даргинович в Ковенской губернии в гражданском деле была допущена в качестве поверенной крестьянина Александра Войткуса.

В качестве частных поверенных также были известны и Е.Ф. Козьмина в Нижнем Новгороде, М.П. Аршаулова в Томске, В.Л. Кичеева в Иркутске.

Таким образом, называть Флейшиц адвокатом, а тем более «первой в России женщиной-адвокатом», нет оснований, так как женщины и прежде неё выступали в судах по доверенности, а помощники сами по себе адвокатами не являлись, хотя формально и причислялись к адвокатуре.

Первой женщиной-адвокатом, скорее, можно считать Е.Ф. Козьмину, некогда работавшую в канцелярии Анатолия Кони и в 1875 году ставшую частным поверенным в округе Нижегородского суда, а сама Екатерина Флейшиц в этой деятельности и не претендовала на первенство.

В 1917 году в период серьёзных политических изменений в стране женщины получили право становиться адвокатами наравне с мужчинами. 1 июня 1917 года Временное правительство — орган государственной власти в России в период между февральской и октябрьской революции — подписало указ, согласно которому женщины могли вступать в число присяжных поверенных.
Екатерина Флейшиц к адвокатской практике, несмотря на наличие в СССР такой возможности, больше не возвращалась.
Тем не менее, на могиле Екатерины Флейшиц на Ваганьковском кладбище значится, что она «первая женщина адвокат России»

Источник:
https://историк.рф/posts/2019/11/11/gospozha-advokat...?





г.Вологда, ,

тел.
   

Создание сайта:
Дизайн студия “ОРИГИНАЛ”

2012-2019© Вологодское региональное отделение
общероссийской общественной организации
«Ассоциация юристов России»